Православная церковь в польше город лодзь. Александро-невский собор

Александро-Невский собор - православный собор в городе Лодзи, построенный в 1884 году. Инициатором строительства православного храма в Лодзи был губернатор Иван Каханов, который в мае 1877 года написал прошение мэру города Морису Таубвокле с просьбой предпринять конкретные шаги для начала строительства храма.

Проект собора был одобрен лишь спустя два года, после покушения на жизнь российского императора Александра II. Строительные работы под руководством архитектора Хиларея Маевского начались в 1881 году недалеко от городского железнодорожного вокзала.

Церковь была построена в русско-византийском стиле с пятью апсидами, и могла одновременно вместить 850 прихожан. В декоре храма была использована лепнина, окна украшены изысканными витражами, у иконостаса можно видеть резные дубовые двери. В целом, Александро-Невский собор имеет очень богатый декор, что совершенно типично для русской православной архитектуры. В мае 1884 года состоялось торжественное освящение собора архиепископом Варшавским Леонтием в присутствии губернатора Варшавы.

Во время Второй мировой войны собор не пострадал, а уже в 1948 году церковь получила статус кафедрального собора епархии Лодзи и Познани. В январе 1971 года Александро-Невский собор был внесен в Реестр памятников. В начале XXI века здание церкви было полностью отремонтировано.

Александро-Невский собор украшает центр Лодзи, огромного, по польским меркам, промышленного города, расцвет которого пришелся на время возведения храма. В 1878 здесь, в бывшем полусельском местечке, работало 800 хлопчатобумажных и 80 шерстяных фабрик. С тех пор рост Лодзи и ее промышленности продолжается с беспримерной для европейских городов быстротой, напоминающей Северо-Американские Штаты. Причинами этого взлета были: выгодное географическое положение города, постройка железной дороги, увеличение заказов из-за падения курса рубля в результате франко-прусской и русско-турецкой войн. По численности населения Лодзь стал вторым после Варшавы городом Привисленского края.

Первоначально немногие православные, жившие в Лодзи, окормлялись в греческих общинах Калиша и Петрокова. В 1863 в город был переведен 37-й Екатеринославский пехотный полк, при котором имелась домовая церковь. В 1870-е в Лодзи жило уже около 300 православных – чиновники, купцы, предприниматели. Ссылаясь на императорский указ 1877 года об устройстве церквей в Привисленском крае, губернатор предложил бургомистру заложить в городе православный храм. 28 мая 1877 городской архитектор акад. И. В. Маевский получил предписание составить его проект, но денег на строительство у прихода не было.

2 апреля 1879 в Петербурге на жизнь Государя Александра II неудачно покушался А. К. Соловьев. В Лодзи после этого покушения был отслужен благодарственный молебен и высказана мысль поставить в городе памятник, который увековечил бы «великий образ Царя-Освободителя». По предложению генерал-губернатора И. С. Каханова, таким памятником должна стать церковь, чтобы «русский человек, приехав в Лодзь, мог где-нибудь перекрестить лоб».

6 апреля того же года открылся строительный комитет, в который вошли: крупнейший предприниматель Лодзи Карл Шейблер (он пожертвовал 16 650 руб.) и почетные ратманы магистрата купцы 1-й гильдии: Юлиус Гейнцель, Людовик Мейер, Израиль К. Познанский, Симон Гейтман, Иосиф Пашкевич, Карл Штренге, а также бургомистр Маковецкий. Лодзинские фабриканты надеялись, что после постройки собора в город из захудалого Петрокова будет перенесен губернский центр. В августе 1879 Маевский ездил в Петербург и Москву для знакомства с современной церковной архитектурой, после чего составил проект, который 21 марта 1880 получил Высочайшее одобрение. За проект и руководство строительством зодчий оплаты не потребовал.

Место для каменного собора было выбрано в сквере на Видзевской ул., неподалеку от вокзала. 8 мая 1880 его торжественно заложил петроковский настоятель прот. Константин Рыжков в память избавления Александра II от грозившей опасности и 25 летия его царствования. После неожиданной кончины двух членов комиссии и ее председателя Шейблера, почетное председательство взял на себя И. С. Каханов, а практические труды – зять и наследник Шейблера, саксонский подданный Иоганн Гербст. Жертвователи оплатили всю стоимость постройки, которая намного превысила сметную и составила 94 411 руб. Строительные работы вела лодзинская фирма Роберта Нестлера, плотничные и штукатурные – Оскара Плешке.

29 мая 1884 архиепископ Холмско-Варшавский Леонтий (Лебединский) освятил новый храм в присутствии генерал-губернатора Каханова, виленского генерал-губернатора И. В. Гурко и петроковского губернатора д. с. с. Н. А. Зиновьева. На торжестве член строительного комитета, мировой судья А. Тумский, отметив заслуги зодчего, вручил ему альбом с видами храма. Хотя Лодзь после освящения храма не получила желанного статуса центра губернии, Александр III щедро наградил лиц, деятельно участвовавших в сооружении собора.

«Бесспорно, это красивейшая в здешней епархии церковь», – писал один из историков. Одноглавый храм, вмещающий 900 человек, с высокой трехъярусной колокольней над притвором, украшен мозаикой и богатым штукатурным декором. Основной объем, увенчанный массивным световым барабаном, решен в стиле византийских церквей, тогда как объемно-пространственное решение колокольни с четырьмя небольшими главками над вторым ярусом соответствует традициям русского стиля.

Отделка фасадов традиционна для византийского стиля: высокие полуциркульные окна, обрамленные полуколонками с кубоватыми капителями, аркатурно-колончатые пояса под карнизом и на барабане, имитация кладки «со скрытым рядом» посредством облицовочного кирпича и окраски, орнаментальные «греческие кресты». Над входом установлена памятная доска со словами: «Во славу Всемогущего Бога в память Царствования Царя-Освободителя Императора Александра II, воздвигнут храм сей во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского». К сожалению почти все наружные, на цинке, иконы ныне утрачены, как и 32 рельефных, декоративных креста и орнаменты в куполе, украшенные поделочными камнями (работа фирмы «Отто и Шольце») и позолоченные. Колокола были отлиты на варшавском литейном заводе Зволинского.

Внутри массивный световой барабан опирается на четыре скошенных столба. Двухъярусный иконостас из темного дуба в русско-византийском стиле вырезан по эскизу Маевского в Петербурге итальянским мастером Камилли. 66 образов для него и для наружных киотов написаны в позднеакадемической манере в мастерской известного церковного художника В. В. Васильева. Обращает на себя внимание икона свт. Николая в особом киоте и мемориальные доски, установленные в память русских офицеров, солдат, полицейских, жертв революционного террора 1905 и последующих годов.

Роспись стен маслом под разноцветный мрамор и купола – голубым цветом с позолоченными звездами, золочение капителей исполнили местные мастера Юнгникель и Нордбрух. Двери «из массивного дуба с дорогой резьбой» изготовили мастера Юл. Гейнцеля. Оковку дверей с бронзовыми приборами и рукоятками из слоновой кости сделал Цинке, бронзу – Штанге из Петербурга. Дубовые балюстрады резал мастер Ригов. Полы выложены метлахской плиткой (Кон, Лейхтентрит, «заграничный мастер» Бох), а на хорах – мозаикой (итальянец Патричо). «Расписные окна» выполнил А. Зейлер (Бреславль). Богослужебные сосуды пожертвовали Император Александр III и Эд. Гербст, ризницу и книги – Святейший Синод.

Первым священником новой церкви назначили о. Михаила Померанцева. К собору были приписаны часовни на кладбищах: Долы (церковь-часовня Успения Богородицы, 1900–1904, предполагаемый автор – гражд. инж. Ф. Хелминский) и на Старом (Воскресенская, вероятно, 1891), а также церковь равноап. Ольги (1898, Ф. Хелминский) при детском приюте близ собора.

Еще одна церковь в Лодзи – во имя свт. Алексия, митрополита Московского – заменила домовый храм 37-го Екатеринославского пехотного полка. Ее построил в 1894–1896 гражд. инж. Ф. Хелминский. Храм в форме базилики венчали пять луковичных глав; богатый декор соответствовал традициям русского зодчества XVII столетия. Пятиглавие, часть наружного декора, и все внутреннее убранство уничтожили католики, устроившие в 1920-e в храме гарнизонный костел св. Георгия.

В 1913 в Лодзи проживало уже 3200 православных. Так как Александро-Невская церковь строилась на частные пожертвования, ее не закрыли и не разрушили в конце 1930-х, в годы гонений на Православие в Польше. Храм действовал и при немцах, когда Лодзь ненадолго стала Литцманштадтом. Настоятель о. Михаил Борецкий подчинялся в это время епископу Василию (Павловскому) из Русской Православной Церкви за границей.

Кафедральный православный приход св. Александра Невского в Лодзи

Основным храмом лодзинского православного прихода и Лодзинско-Познаньской епархии является кафедральнй собор св. Александра Невского в Лодзи. Церковь была построена благодаря огромной материальной поддержке крупнейших лодзинских фабрикантов и других авторитетных жителей Лодзи, причем все они были католиками, протестантами или иудеями. Освящение святыни, которое состоялось 29 мая 1884 года, совершил архиепископ Леонтий, ординарий Холмско-Варшавской епархии. Именно в соборе происходит празднование главных православных праздников, тут проходят главные приходские торжества и большинство богослужений.

Церковь св. равноапостольной княгини Ольги, является вторым приходским храмом. Он расположен всего в нескольких сотнях метров от кафедрального собора, его освящение имело место 16 октября 1898 года. Это единственная православная церковь в Польше, на стенах которой нет изображений святых. Вместо характерных для православия куполов создатели церкви задумали покрытый диванной живописью плоский потолок. История храма связана с появлением приюта для православный детей, постройка которого началась в 1896 году. До сегодняшнего дня сохранился проход из приюта в церковь, а также дверь, через которую подопечные приюта приходили на утренние и вечерние богослужения. Это было сделано для удобства детей, у которых не было нужды выходить наружу.

Построенная из красного кирпича Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится на православном кладбище (Долы) на ул. Телефоничной. Инициатором ее постройки был протоиерей Антоний Рудлевски, настоятель прихода. Освящение церкви состоялось в 1914 году. Ее чаще всего используют как кладбищенскую часовню; здесь также имеют место молитвы за души усопших, а также cвятые литургии в пасхальный период, в день престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы 28 августа и 1 ноября.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Главный лодзинский храм было решено соорудить в память об избавлении Александра II от опасности при покушении 2 апреля 1879 г. Заложили его 8 мая 1880 г., а освятили 29 мая 1884 г. Одноглавый собор, выстроенный в византийском стиле, был одним из красивейших в Польше. Он имел полукруглый купол с 16 сквозными окнами. Основной объем храма опоясывали 2 ряда окон, в него вели 3 входа. Над главным возвышалась 3-ярусная колокольня. В год освящения у храма насчитывалось 300 прихожан, но в связи с быстрым ростом города их количество увеличилось к 1906 г. до 3514 человек. Собор сохранился до наших дней и является действующим православным храмом.

Источник: книга „Купола над Вислой: Православные храмы в Центральной Польше в XIX-начале ХХ века”. - Белосток, 2003 г. Авторы: К.Г.Сокол (Москва) и А.Г. Сосна (Белосток) http://www.sedmitza.ru/data/119/994/1234/



Александро-Невский собор украшает центр Лодзи, огромного, по польским меркам, промышленного города, расцвет которого пришелся на время возведения храма. В 1878 здесь, в бывшем полусельском местечке, работало 800 хлопчатобумажных и 80 шерстяных фабрик. С тех пор рост Лодзи и ее промышленности продолжается с беспримерной для европейских городов быстротой, напоминающей Северо-Американские Штаты. Причинами этого взлета были: выгодное географическое положение города, постройка железной дороги, увеличение заказов из-за падения курса рубля в результате франко-прусской и русско-турецкой войн. По численности населения Лодзь стал вторым после Варшавы городом Привисленского края.

Первоначально немногие православные, жившие в Лодзи, окормлялись в греческих общинах Калиша и Петрокова. В 1863 в город был переведен 37-й Екатеринославский пехотный полк, при котором имелась домовая церковь. В 1870-е в Лодзи жило уже около 300 православных - чиновники, купцы, предприниматели. Ссылаясь на императорский указ 1877 года об устройстве церквей в Привисленском крае, губернатор предложил бургомистру заложить в городе православный храм. 28 мая 1877 городской архитектор акад. И. В. Маевский получил предписание составить его проект, но денег на строительство у прихода не было.

2 апреля 1879 в Петербурге на жизнь Государя Александра II неудачно покушался А. К. Соловьев. В Лодзи после этого покушения был отслужен благодарственный молебен и высказана мысль поставить в городе памятник, который увековечил бы «великий образ Царя-Освободителя». По предложению генерал-губернатора И. С. Каханова, таким памятником должна стать церковь, чтобы «русский человек, приехав в Лодзь, мог где-нибудь перекрестить лоб».

6 апреля того же года открылся строительный комитет, в который вошли: крупнейший предприниматель Лодзи Карл Шейблер (он пожертвовал 16 650 руб.) и почетные ратманы магистрата купцы 1-й гильдии: Юлиус Гейнцель, Людовик Мейер, Израиль К. Познанский, Симон Гейтман, Иосиф Пашкевич, Карл Штренге, а также бургомистр Маковецкий. Лодзинские фабриканты надеялись, что после постройки собора в город из захудалого Петрокова будет перенесен губернский центр. В августе 1879 Маевский ездил в Петербург и Москву для знакомства с современной церковной архитектурой, после чего составил проект, который 21 марта 1880 получил Высочайшее одобрение. За проект и руководство строительством зодчий оплаты не потребовал.

Место для каменного собора было выбрано в сквере на Видзевской ул., неподалеку от вокзала. 8 мая 1880 его торжественно заложил петроковский настоятель прот. Константин Рыжков в память избавления Александра II от грозившей опасности и 25 летия его царствования. После неожиданной кончины двух членов комиссии и ее председателя Шейблера, почетное председательство взял на себя И. С. Каханов, а практические труды - зять и наследник Шейблера, саксонский подданный Иоганн Гербст. Жертвователи оплатили всю стоимость постройки, которая намного превысила сметную и составила 94 411 руб. Строительные работы вела лодзинская фирма Роберта Нестлера, плотничные и штукатурные - Оскара Плешке.

29 мая 1884 архиепископ Холмско-Варшавский Леонтий (Лебединский) освятил новый храм в присутствии генерал-губернатора Каханова, виленского генерал-губернатора И. В. Гурко и петроковского губернатора д. с. с. Н. А. Зиновьева. На торжестве член строительного комитета, мировой судья А. Тумский, отметив заслуги зодчего, вручил ему альбом с видами храма. Хотя Лодзь после освящения храма не получила желанного статуса центра губернии, Александр III щедро наградил лиц, деятельно участвовавших в сооружении собора.

«Бесспорно, это красивейшая в здешней епархии церковь», - писал один из историков. Одноглавый храм, вмещающий 900 человек, с высокой трехъярусной колокольней над притвором, украшен мозаикой и богатым штукатурным декором. Основной объем, увенчанный массивным световым барабаном, решен в стиле византийских церквей, тогда как объемно-пространственное решение колокольни с четырьмя небольшими главками над вторым ярусом соответствует традициям русского стиля.

Отделка фасадов традиционна для византийского стиля: высокие полуциркульные окна, обрамленные полуколонками с кубоватыми капителями, аркатурно-колончатые пояса под карнизом и на барабане, имитация кладки «со скрытым рядом» посредством облицовочного кирпича и окраски, орнаментальные «греческие кресты». Над входом установлена памятная доска со словами: «Во славу Всемогущего Бога в память Царствования Царя-Освободителя Императора Александра II, воздвигнут храм сей во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского». К сожалению почти все наружные, на цинке, иконы ныне утрачены, как и 32 рельефных, декоративных креста и орнаменты в куполе, украшенные поделочными камнями (работа фирмы «Отто и Шольце») и позолоченные. Колокола были отлиты на варшавском литейном заводе Зволинского.

Внутри массивный световой барабан опирается на четыре скошенных столба. Двухъярусный иконостас из темного дуба в русско-византийском стиле вырезан по эскизу Маевского в Петербурге итальянским мастером Камилли. 66 образов для него и для наружных киотов написаны в позднеакадемической манере в мастерской известного церковного художника В. В. Васильева. Обращает на себя внимание икона свт. Николая в особом киоте и мемориальные доски, установленные в память русских офицеров, солдат, полицейских, жертв революционного террора 1905 и последующих годов.

Роспись стен маслом под разноцветный мрамор и купола - голубым цветом с позолоченными звездами, золочение капителей исполнили местные мастера Юнгникель и Нордбрух. Двери «из массивного дуба с дорогой резьбой» изготовили мастера Юл. Гейнцеля. Оковку дверей с бронзовыми приборами и рукоятками из слоновой кости сделал Цинке, бронзу - Штанге из Петербурга. Дубовые балюстрады резал мастер Ригов. Полы выложены метлахской плиткой (Кон, Лейхтентрит, «заграничный мастер» Бох), а на хорах - мозаикой (итальянец Патричо). «Расписные окна» выполнил А. Зейлер (Бреславль). Богослужебные сосуды пожертвовали Император Александр III и Эд. Гербст, ризницу и книги - Святейший Синод.

Первым священником новой церкви назначили о. Михаила Померанцева. К собору были приписаны часовни на кладбищах: Долы (церковь-часовня Успения Богородицы, 1900-1904, предполагаемый автор - гражд. инж. Ф. Хелминский) и на Старом (Воскресенская, вероятно, 1891), а также церковь равноап. Ольги (1898, Ф. Хелминский) при детском приюте близ собора.

Еще одна церковь в Лодзи - во имя свт. Алексия, митрополита Московского - заменила домовый храм 37-го Екатеринославского пехотного полка. Ее построил в 1894-1896 гражд. инж. Ф. Хелминский. Храм в форме базилики венчали пять луковичных глав; богатый декор соответствовал традициям русского зодчества XVII столетия. Пятиглавие, часть наружного декора, и все внутреннее убранство уничтожили католики, устроившие в 1920-e в храме гарнизонный костел св. Георгия.

В 1913 в Лодзи проживало уже 3200 православных. Так как Александро-Невская церковь строилась на частные пожертвования, ее не закрыли и не разрушили в конце 1930-х, в годы гонений на Православие в Польше. Храм действовал и при немцах, когда Лодзь ненадолго стала Литцманштадтом. Настоятель о. Михаил Борецкий подчинялся в это время епископу Василию (Павловскому) из Русской Православной Церкви за границей.

В 1951 архиерейский собор учредил Лодзинско-Познанскую епархию, и церковь стала ее кафедральным собором. Богослужения в храме для немногочисленной местной общины часто возглавляет правящий епископ Симон. Ведутся они на церковно-славянском и польском языках в основном для православных украинцев и белорусов.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288832.html